В 1957 году канадский психолог Эллиот Джекс представил Британскому психоаналитическому сообществу работу о явлении, которое он назвал кризисом среднего возраста. Там доклад пролежал до 1965 года, когда в Международном журнале психоанализа (The International Journal of Psychoanalysis) была опубликована статья «Смерть и кризис среднего возраста» («Death and the Mid-life Crisis»). Теория Джекса заключалась в том, что по мере того, как мы приближаемся к среднему возрасту, мы начинаем осознавать свою смертность и, следовательно, начинаем этого бояться.
До сих пор широко обсуждается, действительно ли данный феномен существует с точки зрения науки. Тем не менее, основная идея интуитивно понятна. Старение запускает своеобразный самоанализ, который, как правило, сосредоточен на размышлениях о том, сколько времени уже прошло, сколько осталось, и что со всем этим делать. Это может вызвать беспокойство и тревогу, которые, в свою очередь, могут быть усилены депрессией, стрессом и старой доброй тоской.
Десятилетиями кризис среднего возраста выражался лишь в надоевших стереотипах, где (как правило) мужчины скупают спортивные машины и заводят интрижки с молодыми девушками в отчаянной попытке вернуть свою молодость. Но все чаще люди не цепляются за последние пережитки истекающей молодости, а стараются расширить границы своих физических возможностей и принимают вызовы, которые кажутся доступными только молодым - участвуя в различных соревнованиях на выносливость, часто с элементами экстрима. Акцент делается не на том, что случилось до кризиса, а на том, что происходит после него.
По данным ассоциации триатлона в США, почти треть участников данного вида соревнований — люди в возрасте от 40 до 49 лет. Это самая большая возрастная категория с самой большой конкуренцией. Еще один пример - Бостонский марафон 2018 года, где более 8200 бегунов (31% от общего количества участников) старше 40 лет. На Нью-Йоркском марафоне 2017 года самой масштабной и самой конкурентоспособной группой были люди от 40 до 44 лет. А в 2015 году в Лондоне многие из этих 40-49-летних бегунов продемонстрировали гораздо лучшие результаты, чем их 20-29-летние соперники.
Исследовательская статья (https://www.wser.org/wp-content/uploads/research/Hoffman-Fogard.-Res-Sports-Med-2012.pdf) Мартина Д. Хоффмана и Кевина Фогарда показала, что средний возраст участников 100-мильных ультрамарафонов составил 44 года.
Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что движет этими людьми. Однако можно предположить,что они не столько хотят вернуть молодость, сколько укрепить свое тело (а заодно и дух) на все последующие годы. Другими словами, становиться лучше с возрастом.
У некоторых кризис среднего возраста возникает из страха, что преследующие их слабости — это не просто временные трудности, которые необходимо преодолеть и двигаться дальше, а неотъемлемая часть того, кем они являются. Возможность справиться с этими слабостями и понять то, какое влияние они на нас оказывают, является ключевым преимуществом, ради которого люди участвуют в марафонах, соревнованиях по триатлону и других гонках на выносливость.
Психолог Долорес Кристенсен для своей диссертации изучала поведение бегунов непосредственно во время 100-мильного забега. Она отслеживала их эмоции и уровень уверенности на разных этапах соревнования. В итоге Кристенсен обнаружила, что тем спортсменам, которые смогли принять боль и не рассматривали ее как угрозу, удалось дойти до финиша.
«Есть в этом что-то потустороннее, - размышляет психолог. - Человеку нужно дойти до края. Каким-то образом это оборачивается нам на пользу и наминает о том, что мы не вечны.
А когда мы заставляем себя шагнуть за этот край, мы испытываем сострадание и благодарность за то, на что способно наше тело. Совершая такие поступки, мы отдаем должное работе, энергии и усилиям, которые заставляют нас делать это снова. Этот процесс восстанавливает сам себя».
Кризис среднего возраста — это своеобразное темное место, которое у каждого может проявляться по-разному. Это может быть страх смерти или бесцельности, или бесполезности, или морального старения, или потери самого себя. Вы можете воспринимать все эти моменты как угрозу, а можете принять их как часть жизненного опыта и двигаться дальше.
Источник: medium.com
Перевод и адаптация: Сергей Рыков